Почти все понимают о существовании регуляторов подъема и становления – гормонов – у животных и жителя нашей планеты, хотя не многим понятны, собственно сходные регуляторы – фитогормоны – есть и у растений. Они вырабатываются клеточками в крохотных числах, разносятся по проводящей системе и оказывают большое влияние на процессы подъема, цветения, созревания плодов, хотя имеют все шансы, передаваясь по воздуху, повлиять на соседние растения. Хотя про все по порядку.
В конце XIX в. Чарлз Дарвин совместно с собственным отпрыском Фрэнсисом проводил эксперимент с проростками канареечной травки, которую они, по всей видимости, выращивали для личных обожаемых голубей. Исследования над голубями дозволили Дарвину сконструировать представление о синтетическом отборе, которые потом он распространил это на необузданную природу... Хотя это абсолютно иная ситуация.
Любой видел, как поворачиваются к освещенному окошку листья комнатных растений, хотя думали ли вы, отчего данное случается? Чарлз и Френсис Дарвины провели немного опытов, легкодоступных хоть какому подростку: надевали на элиты проростков плотные для света колпачки, и поворот листьев растений к свету прекращался. Вывод был таков: раз проростки освещаются сбоку, то от верхней их доли к нижней передается некой катализатор, принуждающий заключительную изгибаться. Непосредственно в следствии этого, коль скоро затенить верх, сигнал не поступает и листья к свету не поворачиваются.
Прошло еще 50 лет, и голландец Ф.Вент определил данное ростовое вещество и нарек его ауксином (от греч. auxs – растить, преумножать). Так был открыт 1 фитогормон. Оказывается, собственно ежели свет падает на растение вроде как, то в освещенной доли ауксина вырабатывается мало, потому с затененной стороны клеточки растягиваются скорее и вершина поворачивается к свету. По той же первопричине в значительной степени растягиваются затененные побеги – попробуйте вспомнить проросший в подвале картофель!
И уже ауксины (а данное целая категория ближайших по составу препаратов) не столько превосходно выучены, но и обнаружили обширное использование в практике. Небезынтересно, собственно возникнут ауксины как правило в верхней части стеблей, молоденьких листьях, почках, а оказывают большое влияние основным образом на подъем и становление корней. В следствии этого ауксины обыкновенно принимают на вооружение для ускорения укоренения черенков – их просто опускают в раствор ауксинов. Исключительно вовсе не обязательно забывать, собственно излишек гормона делает тормозящее действие на подъем и нужно будет избирательно применять дозу, указанную на упаковке.
Опускаясь от верха растения вниз, ауксин уничтожает становление боковых почек, что мешает ветвлению побега. Если отщипнуть вершину стебля, гормон прекратит поступать и боковые почки тронутся в подъем. Выйдет пушистый куст. Умело отрезая растения, можно творить «статуи» необыкновенной формы.
Очередная необыкновенность ауксинов – действие на образование плодов. Садоводам общеизвестно, собственно когда опыления не случилось, то плоды не завязываются. Хотя когда подвергнуть обработке ауксином цветочки помидоров, огурцов либо баклажанов, то в отсутствии осеменения возникнут бессемянные плоды, именуемые партенокарпическими.
Посреди XX в. была замечена свежая категория гормонов, названных цитокининами. Жители Америки Скуг и Миллер разрабатывали методологию получения растений из культур их клеток. Данное разрешило бы из отдельных клеток получать хоть какое число свежих растений, то есть следовательно возможно бы было получать копии редкостных экземпляров хризантем, орхидей, лечебных и прочих растений.
С первых дней работы изыскатели столкнулись с тем, собственно клеточки в культуре не желали делиться. Прибавление к культуре ауксина вызывало их подъем, время от времени до громадных объемов, хотя для дробления клеток было нужно действие еще некого фактора. Поначалу получилось методом тыка выбрать его искусственный аналог, а после этого и выделить естественные соединения – цитокинины.
Оказывается, собственно цитокинины вырабатываются кончиками корней, а срабатывают как правило на становление побегов. Вы, наверняка, замечали, какие насыщенные побеги с солидными листьями растут от пней спиленных пилой – на их срабатывает излишек цитокининов. Цитокинины к тому же тормозят дряхление – ежели обрызгать ними половинку листа, то она станет оставаться юной и зеленоватой, в том числе и как скоро соседняя пожелтеет.
При пересадке рассады мы обыкновенно отщипываем кончик корня, при всем при этом убавление численности цитокинина приводит к прыткому развитию боковых корней, растение поглощает много удобрений и препаратов и лучше развивается. Значимый взнос в исследование данного гормона внесла наша соотечественница и современница доктор О.Н. Кулаева.
В масштабах маленький заметки сложно изложить про всех удивительных вещи, связанных с фитогормонами. Как, к примеру, вам понравится томат вышиной в немного метров, сбор с которого надо собирать с лестницы? Это вероятно не столько в кино, да и в настоящей жизни под действием фитогормона гиббереллина, коим обрабатывают элиту побега.
Данный гормон открыли в Стране восходящего солнца, изучая заболевание риса, именуемое «баканэ», либо заболевание отвратительных побегов. Грибок гибберелла, подчеркивая ростовое вещество, вызывает вытягивание и полегание стеблей риса. Оказалось, почти все вредители растений, в том числе грибы, бактерии, какие-либо насекомые, начинают «хим атаку», используя препараты, подобные фитогормонам. В следствии на растениях имеют все шансы образовываться опухоли, наросты, «ведьмины метлы». В сельском хозяйстве гиббереллином опрыскивают цветочки винограда и аналогично, как в истории с ауксинами, получают бессемянные плоды – дабы изюм был в отсутствии косточек.
Помимо стимуляторов подъема к фитогормонам относят и препараты, оказывающие в основном тормозящее деяние. Почти все читатели слышали о процессе яровизации. Если озимую пшеницу нужно посеять не осенью, а в конце зимы, то она не выдаст урожая. Хотя бы раз намочив зёрна водой и вынести их при невысоких температурах, то есть произвести яровизацию, растения станут неплохо развиваться. Сходную операцию, вполне вероятно, приходилось делать и вам, размещая в морозильник набухшие зёрна огурцов для увеличения их всхожести. Что все-таки при всем при этом случается? При невысоких температурах сносится абсцизовая кислота, обеспечивающая покой зёрен и почек, собственно оберегает их от становления в неуместное время года. Процесс яровизации моделирует деяние зимних морозов и дозволяет вывести растение из периода покоя. Абсцизовая кислота может помочь растениям выжить и в период засухи.
Хотя, наверное, наиболее примечательным фитогормоном считается этилен. Да-да, тот же газ, который исследуют на уроках химии! Вы отмечали, собственно как в столовой с газовой плитой ужаснее себя ощущают комнатные растения, очень быстро вянут срезанные цветочки? Данное деяние этилена, который в не очень большом числе появляется при сгорании газа. Он вызывает листопад, увядание растений, созревание плодов.
Этилен отличается состаривающимися долями растения. Потому раз вы желаете сберечь букет, то из него надо устранять увядшие цветочки. А коль скоро вы подобрали зеленоватые помидоры и желаете, чтоб они скорее дозрели, к ним надо положить спелый помидор (а можно и банан!) и накрыть чем-нибудь, дабы этилен не улетучивался. Используя вещества, усиливающие этилен, возможно возить на огромные расстояния незрелые плоды и в конце пути вызывать их стремительное дозревание. Хотя помните, если сложить совместно немало яблок, да еще накрыть их, то выделяющийся газ вызовет перезревание и сбор станет испорчен.
У этилена еще есть немало любопытных параметров. К примеру, любому дачнику охото, чтоб на растениях огурцов было поменьше пустоцвета, побольше огурчиков. Данного возможно достигнуть, используя этилен, а еще изменяя соответствие меж числом цитокинина и ауксина. В случае если подземная корневая часть растения развита превосходно, то цитокининов будет более, нежели ауксинов, и появляется большое количество дамских цветочков, следовательно, и огурчиков. А сильные ветви, дающие много ауксинов, при слабенькой корневой системе нередко бывают покрыты мужскими цветами – пустоцветами.
И в конце нам надлежит обнаружить, собственно перечисленные пять типов фитогормонов не исчерпываются всеми гормонами растений. У растений есть и другие гормоны. Также, нельзя приписать какое существует действие – тормозящее или же подстегивающее влияние любому фитогормону. Деяние какого-нибудь фитогормона находится в зависимости от значений иных гормонов и от почти всех иных причин. Для проверки полного диапазона деяния любого фитогормона, составных частей метаболизма и взаимодействия фитогормонов еще необходимо провести множественные и основательные изыскания.