Это один из тех немногих случаев, когда прямой перенос из общеклинической практики в практику спортивной медицины возможен и целесообразен.
Нет необходимости доказывать актуальность проблемы повышенной восприимчивости спортсменов, особенно находящихся на пике спортивной формы, к различным простудным и эпидемическим заболеваниям. Зачастую в одно мгновение сводится на нет многомесячная тяжелейшая работа спортсмена и тренерского коллектива. Стоящая перед врачом, курирующим спортсмена, задача в такой момент сродни таковой врача медсанбата во время боевых действий (да простят меня коллеги за вольность в подборе аналогий). Однако это действительно так. С одной стороны, необходимо как можно быстрее поставить в строй спортсмена (бойца). С другой стороны -- перманентное состояние цейтнота, так как соревнования (боевые действия) никто не отменит. Разница все же есть. И она состоит в том, что спортивный врач всегда держит в памяти, во-первых, список лекарственных средств, способных существенно повлиять на работоспособность (а соответственно, на Его Величество Результат) своего подопечного, а во-вторых — список лекарств, нелегитимных с точки зрения допинговой чистоты.
Большинство спортивных врачей признают невозможность использования у спортсменов высокой квалификации принципов лечения простудных заболеваний, принятых в общеклинической практике. Это обусловлено, прежде всего, тем, что классические антибиотики в большинстве своем оказывают негативное действие на состояние работоспособности спортсмена. Как правило, в период реконвалесценции у спортсменов, принимавших синтетические и полусинтетические антибиотики в дозировках, принятых в общеклинической практике, происходит значительное снижение показателей, характеризующих состояние общей и специальной выносливости, иногда на 30% и более (B.C. Мищенко, А.С. Федотов, 1996).
Сульфаниламидные и нестероидные противовоспалительные препараты также можно отнести к факторам, ограничивающим работоспособность спортсменов высокой квалификации.
Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что во многих препаратах, принимаемых безо всякого опасения обычными людьми, могут оказаться компоненты, объявленные вне закона в спортивно-медицинской практике. Достаточно вспомнить череду допинговых разоблачений, буквально волной прокатившихся в конце прошлого столетия и начале этого века. Многие из них были связаны с приемом спортсменами лекарственных средств в связи с простудой, кашлем, астмой и т.п.
Проблема поиска альтернативных противокашлевых и отхаркивающих лекарств, противоастматических и антигриппозных средств, сосудосуживающих и противовоспалительных препаратов не решена в достаточной мере по сей день.
В то же время в традиционной китайской медицине накоплен колоссальный опыт лечения и профилактики простудных заболеваний, хронических воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы. Необходимо отметить, что принципы лечения подобных заболеваний в ТКМ позволяют избежать хронизации процесса в очень большом (для западной медицины) количестве случаев. Нет смысла в этой книге приводить статистические выкладки в пользу этого утверждения. Огромное количество исследований по этой проблеме было проведено как в самом Китае, так и в Германии, США, Японии. В России такие исследования также проводились и проводятся. Достаточно вспомнить работы А. В. Лепёхина (2001), Н.А. Карпова (2000), В.И. Головкина (2003).
Кроме того, в России накоплен практический опыт использования препаратов традиционной китайской медицины в лечении простудных заболеваний, хронических и острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, воспалительных заболеваний женской половой сферы и пр.
Необходимо сказать, что в подавляющем большинстве случаев препараты ТКМ применялись без сочетания с западными антибактериальными и противовоспалительными лекарствами.
Однако, чтобы избежать недоразумений, следует подчеркнуть, что ТКМ не отвергает возможности использования классических антибиотиков для лечения соответствующих заболеваний. Допустимо сочетание препаратов традиционной китайской медицины и западных противовоспалительных и антибиотических средств. Но показания к их использованию должны быть более строгими.
Возраст большинства рецептов, применяемых при простудных заболеваниях, исчисляется сотнями, а некоторых и тысячами лет. Предполагать, что древние китайские врачи знали о существовании бактерий и вирусов как возбудителей заболеваний, не возьмется даже самый ярый приверженец традиционной китайской медицины. Однако эффективность лечения заболеваний, обусловленных этими самыми возбудителями, в ТКМ значительно выше. Это признается очень многими учеными в Германии, США, Японии, России.
Привлекает даже не столько эффективность противовоспалительных и антибактериальных препаратов, сколько более точная адресность и безопасность лечения. По крайней мере, такие явления, как ятрогенный дисбактериоз после массивной анти-биотикотерапии или благоприобретенный в результате лечения основного заболевания вторичный иммунодефицит невозможны по определению — разумеется, только в том случае, если лечение проводилось профессионально и по принципам ТКМ.
Описываемые в этом разделе препараты - наиболее известные и исследованные в России средства данного направления. Все они созданы с использованием растительного и минерального сырья. Не являясь антибиотиками в понимании западной медицины, по степени своей эффективности in vivo они не уступают антибиотикам последнего поколения. Причина этого, на первый взгляд, парадокса кроется в особенностях взглядов ТКМ на первопричину возникновения простудных и т. п. заболеваний у человека.
В западной медицине возбудителю заболевания придается первостепенное значение. И, соответственно, лечебные мероприятия направлены, прежде всего, на уничтожение этого возбудителя. Остальные моменты лечебного процесса являются вторичными. Используя, опять же, аналогии из области военной науки, это можно сравнить с боевыми действиями на собственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Перечисление всех последствий использования противовоспалительных и бактерицидных препаратов из арсенала западной медицины достойно написания отдельной монографии.
В традиционной китайской медицине, при рассмотрении этиологии и патогенеза заболеваний, важны не столько сами возбудители заболевания (а они в ТКМ имеют вполне конкретные названия и конкретные клинические проявления - ветер, холод, жар, сырость, сухость, огонь), сколько условия и предпосылки в организме, позволившие появиться в нем возбудителю, а также характер патологических изменений.
Соответственно, лечение направлено не столько на ликвидацию возбудителя заболевания, сколько на устранение условий развития заболевания и коррекцию нарушений в организме. Вот как описывается действие препарата для лечения простудного заболевания: рецепт охлаждает жар, удаляет ветер, «чистит» яд, иссушивает сырость (термины взяты произвольно для наглядности). После того как рецепт окажет свое лечебное действие и основные симптомы заболевания будут устранены, врач выпишет следующий рецепт, действие которого будет направлено на укрепление и восполнение ци, восполнение инь или ян (в зависимости от клиники), устранение застойных явлений и пр. Т.е. больной лечится всегда до достижения состояния полного здоровья.
Врача, имеющего западное медицинское образование, приведенная терминология изумит своим архаизмом. Однако не стоит сразу навешивать ярлыки. В традиционной китайской медицине методы диагностики и лечения простудных заболеваний отшлифованы и доведены едва ли не до совершенства. При вдумчивом ознакомлении с дефинициями традиционной китайской медицины (особенно со знанием основ) всегда поражаешься глубине и стройности теории ТКМ. А практика подтверждает ее возможности.