Идея создания в Новосибирске Института интегративной медицины «Восток - Запад» неизбежно получит свое реальное воплощение. Это веление времени, считает автор этой идеи, директор НИИ клинической иммунологии СО РАМН, академик РАМН Владимир КОЗЛОВ.
От идеи до идеи — ОДИН шаг. Однажды знакомство с корпорацией «Ли Вест» послужило стимулом для открытия в институте новых исследовательских проектов, посвященных научному изучению методов и средств традиционной китайской медицины. Первые ошеломляющие результаты исследований, подтверждающих высокую эффективность китайских на-терапевтических препаратов, стали отправной точкой в налаживании постоянных научных контактов и обмена опытом с китайскими учеными и практикующими врачами. Так со временем сформировалась идея создания Института интегративной медицины, которая бы вобрала лучшее, что есть в западной и восточной медицинских системах.
Каждая из них обладает определенными преимуществами. Система врачевания, принятая в России, сильна технологиями экстренной, неотложной и хирургической помощи, восточная — доктриной профилактической медицины, методами реабилитации и восстановительного лечения. И та, и другая не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. Посудите сами, в России нет лечебно-профилактической медицины, есть одни только разговоры на эту тему.
Так почему не взять на вооружение опыт Востока? Почему не воспользоваться тысячелетними рецептами травной,натуропатической медицины, которые предпочитали наши предки? Тем более что сегодня во всем мире усиливается тенденция к сокращению использования химических лекарств и возвращению к травным препаратам. По сути, сегодня мы наблюдаем возрождение травной медицины. Это лишь доказывает, что мыслящие врачи готовы отказаться от профанации и обожествления формулярной медицины, прибегая к истинным ценностям.
Все мы находимся в плену стереотипов. Мне очень импонирует мысль Томаса Манна: «Мы думаем, что мы действуем. Мы думаем, что мы думаем. Но на самом деле кто-то другой или другие думают и действуют внутри нас. Древние привычки, архетипы, ставшие мифами, переходя от одного поколения к другому, приобретают огромную притягательную силу и с тех пор телемеханически управляют нами из далекого прошлого». Это так, но без опыта поколений, преемниками которого мы становимся, мы можем быть лишь бесплотными тенями, резонерами, растерявшими свой внутренний потенциал.
Накопленный медицинскими системами опыт нужен и важен. Уверен, что заложенный в них потенциал получит новое развитие на уровне не только теории, но и практического взаимодействия западного и восточного мировоззрения. Я это вижу в коллегиальном наблюдении и лечении пациентов, когда врач-западник и доктор традиционной китайской медицины будут вести совместный прием. При этом они должны иметь специальную подготовку и разбираться в основах обеих систем.
КТО такой врач? Это человек, который стремится помочь больному и при этом использует все накопленные в мире знания. Не зря медицину называют благороднейшим из искусств. В основе врачебного искусства изначально заложен принцип синтеза различных подходов, без него невозможен выбор оптимальной тактики лечения человека.
Было бы неверным говорить о традиционной китайской медицине, как об оппозиции и подтверждении утопичности западной медицинской модели. Ведь предлагается не восславить отдельную часть единого интеграционного целого, а полюбить обе. Проникнуться духом сотворчества. И тогда мы увидим, что вечные и действительно незыблемые ценности не стоят на месте, приколотые, как экспонаты, по научным рубрикам. Синтезированные знания и опыт станут для каждого приглашением к дивертисменту — наиболее полному профессиональному самовыражению.
В этом обновлении — главная сила интеграции. И нужно-то не так уж много, всего лишь одно усилие: посмотреть на искусство врачевания непредвзятым взглядом. Как если бы его воспринимали впервые. И тогда вы убедитесь: за каждым суждением бьется живая, только что открытая мысль. В нее хочется играть.
Китайская медицина — от прошлого до настоящего.
С китайской традиционной медициной связанно множество мифов и заблуждений. Одни считают ее всемогущей, другие – чем
то вроде экзотического вспомогательного средства. Строгое научное мнение о сути, возможностях и преимуществах традиционной китайской медицины высказал директор НИИ клинической иммунологии СО РАМН, заместитель председателя СО РАМН, академик РАМН Владимир Козлов.
— Владимир Александрович, вы сами верите в силу традиционной китайской медицины?
— Я отношусь к традиционной китайской медицине (ТКМ) с большим уважением, как ученый-исследователь к науке. Причем эта наука очень древняя и сложная. Ей почти
4000 лет, тогда как модель западной технократической медицины существует
всего лишь около 200 лет. Археологами в Китае были найдены таблички из костей животных с описанием принципов лечения, которым оказалось свыше 3-х тысяч лет. До наших дней сохранился древнейший труд по китайской медицине «Внутреннее оружие», который датирован 221 годом до нашей эры. В этом источнике собрано множество рецептов китайской медицины. В те далекие времена китайским врачам были известны секреты обезболивания и наркоза при операциях. Если бы эта система медицинских знаний была не эффективна, ее бы попросту не использовали, и она была бы забыта.
Восточная натуропатическая медицина, в том числе и китайская, базируется на фундаментальных философских истинах, имеет свой понятийный аппарат, а также систему прикладных диагностических и лечебных методов. Мне не раз самому, на личном опыте, приходилось убеждаться в действенности средств китайской медицины. Однажды, будучи в Китае, я первый среди иностранцев «попал под подо- зрение» как пациент с симптомами атипичной пневмонии. К счастью, диагноз не подтвердился, но состояние у меня было тяжелейшее, температура за 40. Меня немедленно посмотрел местный доктор и прописал, на взгляд европейца, странное лечение: имбирный чай и адаптоген растительного происхождения. Но через четыре дня всю хворь как рукой сняло. Я не просто встал на ноги, но чувствовал себя абсолютно здоровым и без устали весь день бродил по городу. Вот тебе и китайская медицина! Полагаясь на опыт, могу сказать, что ни одно из лекарственных средств западной медицины не возымело бы такого эффекта.
— Как вы считаете, в чем заключаются коренные различия между медицинскими системами Запада и Востока?
— Не вдаваясь в философские глубины, могу сказать, что эти различия принципиальные. Европейская медицина рассматривает человеческий организм как совокупность органов и систем. Поэтому принята классификация заболеваний, имеющих отношение к отдельному органу. У западных врачей нет единой точки зрения на причины заболеваний, которые лечат с помощью агрессивных химических препаратов, имеющих множество побочных эффектов.
Человек в китайской традиционной медицине — это энергетическая модель Вселенной. Это сосуд, наполненный разнонаправленными видами энергии Инь и Ян. Соотношение этих двух начал в человеке определяет степень его здоровья, силу интеллекта и энергии. Болезнь считается проявлением нарушения равновесия Инь-Ян и циркуляции жизненной энергии Ци. Кстати, по поверьям китайцев, человек самостоятельно может регулировать баланс Ци в организме посредством гимнастики цигун, диеты и дыхательных упражнений. В древнейших трактатах по китайской медицине сказано, что ее цель – восстановление и сохранение порядка. Поэтому на первый план выходит профилактическая миссия китайской медицины, и этим она особенно сильна.
— Но и в России сегодня все чаще говорят о необходимости внедрения превентивной медицины, системы скрининга состояния здоровья населения. Другой вопрос, насколько эти меры эффективны?
— Давайте уточним, программа диспансеризации, различные центры здоровья в России направлены на выявление уже существующих болезней. А вся ценность традиционной китайской медицины заключается в ее прогностических возможностях, способности обнаружить недуг еще до его про- явления в симптомах. На это нацелены методы диагностики и превентивного лечения.
В китайской традиционной медицине нет разделения на конкретные болезни, как это принято на западе. Любому нарушению энергетического баланса соответствует определенный синдром. К примеру, идентичный синдром может наблюдаться и у больного ревматоидным артритом, и у людей, страдающих от пневмонии или рака. С другой стороны, у каждого из пациентов с ревматоидным артритом могут быть определены вариации синдромов, значит, и тактика лечения будет разной. Это и есть индивидуальный подход.
Наш институт один из первых в России занялся изучением синдромального подхода в ТКМ. Мы попытались расшифровать, что понимается под каждым из синдромов, в чем их отличия с точки зрения отклонений в иммунной системе. Эта очень интересная, перспективная работа продолжается и сегодня.
— Известно, что в китайской медицине практикуется особый способ диагностики по пульсу. В чем его преимущества?
— Пульсовая диагностика — это быстрый скрининг всех органов и систем, который позволяет довольно точно определить состояние человека. Для этого не требуется сложное оборудование и дорогостоящие реактивы. Другое дело, что врач должен быть многоопытным и уметь не только улавливать малейшие оттенки пульса, но и правильно интерпретировать его рисунок. Этому учатся всю жизнь. Считается, что доктор достиг профессиональной зрелости, если может различать от 20 и более разновидностей пульса по разным характеристикам: по силе проведения сигнала, полноте, вязкости и др.
Владение техникой пульсовой диагностики — большое искусство. С помощью этого исследования удается установить диагноз, а также определить методы лечения. Диагностика по пульсу «открывает» те биологически активные точки, на которые не обходимо воздействовать с помощью иглы или прижигания моксами (полынными сигарами).
Для изучения методов ТКМ, формирования интегральной модели медицины в нашем институте несколько лет назад был создан отдел традиционной китайской медицины. Специалисты этого отдела прошли стажировку в Китае, получили сертификаты международного образца, которые служат гарантией их высокой квалификации. Фундаментальные исследования и процесс обучения наших докторов не прерывается благодаря научному сотрудничеству с Тяньцзинским университетом традиционной китайской медицины. Регулярно к нам приезжают китайские коллеги для обмена опытом и проведения научных исследований.
Насколько мне известно, подобная практика взаимодействия с китайскими специалистами по традиционной китайской медицине принята в Новосибирском медицинском центре «Ли Вест». Врачи этого центра также имеют специальную подготовку в области традиционной китайской медицины и многолетний успешный практический опыт.
— Методы и средства лечения в Китае также совершенно особенные. Что бы вы отметили в первую очередь?
— Прежде всего, бросается в глаза практически повсеместное распространение натуропатических средств. Конечно, в Китае и вообще на Востоке пользуются химическими препаратами, но приоритет отдается традиционным, прошедшим многовековую проверку. Яркой иллюстрацией служат китайские аптеки. Однажды мы зашли в аптеку в центре Пекина. Меня удивило, что все пространство огромного торгового зала было сплошь занято средствами для традиционной китайской медицины: лекарственными растениями, пилюлями, различными травяными сборами, таблетками, мазями, иглами, минералами, животным сырьем, массажными приспособлениями. Лишь на витрине в крошечном уголке мы увидели единичные экземпляры знакомых упаковок препаратов европейских фармкомпаний.
Приверженность к родной медицине у китайцев просто поразительна. К примеру, коллеги из Тяньцзинского университета ТКМ рассказывали, что и сегодня без изменений и купюр используют рецепт, которому свыше двух тысяч лет. Найдется ли что-нибудь подобное в западной медицине?
Кстати, интерес к китайским лекарственным средствам растет во всем мире. Главное их преимущество — эффективность и безопасность даже при длительном применении. За последние 5 лет Китай вышел в первую пятерку лидеров по объему экспорта готовых лекарственных средств и их компонентов, который превысил свыше 500 млн. долларов США.
— Насколько успешны попытки института интегрировать столь разные медицинские системы?
— Эти результаты были бы очень яркими, если бы мы могли инвестировать в исследовательские проекты большие ресурсы. На самом деле и та, и другая система имеют свои преимущества, с помощью которых они смогли бы обогатить друг друга, получив реализацию в синтезированной модели. Конечно, полная адаптация их не возможна, что объясняется чужеродностью мировоззрений и сложностью восприятия канонов древнекитайской философии. Но я не оставляю эту идею и мечтаю создать в Новосибирске Институт интегративной медицины. Научное обоснование ускорило бы распространение в России и странах Европы методов китайской медицины, что принесло бы всеобщую пользу для врачей и для пациентов