В традиционной китайской медицине теории у-син имеет большое практическое значение. С ее помощью объясняются механизмы возникновения болезней и определяются пути излечения. Врач традиционной китайской медицины Константин УСОЛКИН (Новосибирск) убежден, что для лучшего понимания важно правильно интерпретировать положения этой теории с позиции европейской медицины. Не менее интересны примеры оптимального использования препаратов китайской медицины в соответствии с базовыми понятиями у-син.
Традиционная китайская медицина (ТКМ) базируется на своеобразной философской основе, истоки которой уходят в глубокую древность. Для древних главным источником философских обобщений было наблюдение за окружающим миром. Изучая множество явлений и предметов, люди стали выделять их общие признаки. Обобщения привели к необходимости использовать такие понятия, которые могли передать смысл общих свойств и закономерностей. Так появились классификационные понятия, которые помимо буквального приобрели символическое значение.
Посредством обобщений и открытия новых связей и закономерностей люди приходили к пониманию упорядоченности мирового устройства, где целостность реализуется через взаимосвязь и взаимодействие отдельных частей. Представление о всеобщем взаимодействии отождествилось с представлением о нескольких первичных началах — «первоэлементах» или «стихиях», которые отражают все явления мира. Идея нескольких первоначал присутствует во многих древних культурах.
Вечная изменчивость
Согласно взглядам древнекитайских мудрецов, все сущее есть совокупность процессов — изменения, движения и превращения. Объекты также представлялись процессами, ведь и они находятся в постоянном изменении.
Все многообразие изменений свели к пяти основным. Так сформировалась концепция у-син (пять движений). Дерево, огонь, земля, металл, вода — это материальные объекты, с которыми люди привыкли иметь дело в повседневной жизни. В концепции «Пяти начал» они стали обобщающими понятиями, образно передающими смысл изменений и типовую сущность множества объектов.
Ассоциативные связи
Образ дерева, вырастающего из маленького семени, символически передает идею развития, роста. Образ древесной кроны отражает процесс увеличения активности, расширения. Процесс проникновения вглубь ассоциируется с образом корней.
Огонь непрерывно меняется, стремится вверх. С огнем связан процесс приготовления пищи. Поэтому огонь стал символом преобразования, максимальной активности, движения вверх.
Земля — тяжелая и неподвижная. Она впитывает воду, накапливает и сохраняет все в себе. Поэтому она передает смысл сохранения, удержания, стабильности, движения внутрь.
Металл может плавиться, становиться текучим, отливаться в форму, но при обработке меняет ее. С металлом связаны образы текучести, формообразования, движения внутри.
Вода не имеет формы, стекает вниз. Приводимая в движение, она возвращается к покою, растворяет в себе вещества, может застывать. Поэтому образ воды передает идею угасания активности, исчезновения, движения вниз, а также глубину, скрытность.
Даже из бытовых ассоциаций можно понять, что пять символов характеризуют разные явления и их составляющие: направление движения, фазу развития, степень активности, степень стабильности, отношение к энтропии (разрушению). С позиции «Пяти движений» можно концептуально рассматривать все природные и социальные явления.
Круговое рождение.
В Древнем Китае теория у-син применялась в разных областях: планировании жизни, строительстве, медицине, военной стратегии, прогнозировании погоды и др. Китайская медицина распределила по пяти стихиям человеческий организм и происходящие в нем физиологические и патологические процессы.
В теории у-син утверждается, что первичные материи не изолированы, а перетекают одна в другую, порождая друг друга в определенном порядке. Цикл рождений продолжается бесконечно, двигаясь по замкнутому кругу.
Агрессивный контроль.
Но не только процесс рождения связывает первоэлементы. Они могут также враждовать и подавлять друг друга. Почему? Потому что природа дуальна и состоит из противоположных начал. Если есть рождение — значит есть угасание.
Схематически оба вида связей изображаются звездой в круге, где порождающие связи идут по кругу, контролирующие — по линиям звезды. Объяснения этих связей можно найти в бытовых наблюдениях, но не только. Следует помнить, что эти символы отражают типологию множества явлений. В TKM с помощью порождающих и контролирующих связей объясняется взаимодействие органов, физиологические процессы, патогенез заболеваний и определяются пути излечения.
Печеночная гипертония.
Одна из форм гипертонической болезни в трактовке ТКМ звучит так: «Повышенная активность печени чрезмерно стимулирует сердце». Мы знаем, что печень соответствует «дереву», а сердце — «огню». Все правильно, по звезде у-син «дерево» рождает «огонь».
Проявления этой формы гипертонии очень явные: раздражительность, нервные срывы, горечь во рту, покраснения глаз, головные боли, тахикардия. Лечение заключается в том, чтобы успокоить печень, снизить ее активность. Для этого применяют препараты, действующие на вегетативную нервную систему и клетки печени. К ним относятся пилюли «Драконья желчь» и «Цзан я вань». Они уменьшают влияния на сердечнососудистую систему, препятствуют избыточным приливам крови к верхним отделам организма и сердцу. Пилюли устраняют застой желчи в желчных протоках. Тем самым снижают поступление в кровь желчных кислот, которые могут вызывать аритмию, тахикардию, нарушения сердечных ритмов.
Почечная гипертония
Но существует и другая форма артериальной гипертонии. Причина ее развития заключается в снижении контроля почек над печенью и сердцем. Иначе говоря, слабость «воды», за которую отвечают «почки», приводит к разгоранию «огня».
Симптомы этого типа гипертонии: общая слабость, постоянное ощущение усталости, боли в пояснице, приливы жара во второй половине дня, потливость по ночам.
В этом случае незаменимыми будут пилюли «Лю вэй». Укрепляя почки, этот препарат нормализует гормональные системы почек и надпочечников. Таким образом, с 'помощью пилюль «Лю вэй» усиливается контроль «воды» над «огнем», уравновешивая в организме эти стихии.
Откуда язва и колит?
Частой причиной заболеваний органов пищеварения является повышенная активность печени. Излишний контроль печени над селезенкой может вызвать язвенную болезнь, гастродуоденит, неврогенную диарею, язвенный колит.
К препаратам, действующим на этот вид связи, относятся пилюли «Драконья желчь», «Ху ган» и «Сяо яо». Они успокаивают печень, уменьшают агрессивное воздействие желчи и ослабляют влияние печени на селезенку.
Астма — слабость селезенки
Нарушения в системе пищеварения могут приводить к образованию мокроты в легких, что неизбежно проявится в развитии бронхо - легочной патологии. К примеру, могут появиться хроническая обструктивная болезнь легких, некоторые формы бронхиальной астмы.
Наилучшее средство от подобных состояний — пилюли «Ци». Они укрепляют селезенку и усиливают ее связь с легкими.
Приведенные примеры, конечно, не отражают всего многообразия подходов в терапии препаратами ТКМ, а лишь являются образцами использования теории у-син в лечебной практике.
Один из видов взаимодействия стихий — порождающе-питающая связь
«Дерево» рождает «Огонь» (дрова)
«Огонь» рождает «Землю» (зола - основное удобрение).
«Земля» рождает «Металл» (железная руда в земных недрах)
«Металл» рождает «Воду» (конденсат на металлических предметах)
«Вода» рождает «Дерево»
В теории у-син отражен и другой вид взаимодействия, когда одна стихия ограничивает другую, подавляет или контролирует ее.
«Дерево» контролирует «Землю» (пускает поросли, корни)
«Огонь» контролирует «Металл» (может его расплавить)
«Земля» контролирует «Воду» (поглощает, впитывает)
«Металл» контролирует «Дерево» (рубит, измельчает в щепки)
«Вода» контролирует «Огонь» (гасит, заливает)
: